1.jpg2.jpg3-1.jpg3.jpg5.jpg6.jpg

История становления образования

                            История МОУО Далматовского района

                            История становления системы образования в Далматовском районе
      Первые сведения об училище при Далматовском монастыре относятся к 1719 году. В нем обучали вотчинных детей чтению, письму и цифири. Дети духовенства в те годы должны были ездить для обучения в г. Тобольск. С наступлением 1761 года помимо изучаемых в школе предметов был введен латинский язык. С этого года школа стала называться славяно-латинской школой, а также Далматовской семинарией. 
     В 1779 году при Далматовском монастыре была учреждена Русская школа. В ней обучались дети священников.
      В 1816 году для детей священнослужителей было открыто Далматовское духовное училище. Из выпускников Далматовского духовного училища выдающимися людьми стали Александр Степанович Попов – изобретатель первого в мире аппарата беспроволочной связи; Константин Дмитриевич Носилов – писатель, этнограф; Василий Маркович Флоринский – профессор Томского университета, доктор медицинских наук; Иван Павлович Ладыжников – активный участник социал-демократического движения, книгоиздатель. 26 октября 1818 года Духовное училище преобразовано в Далматовское уездное училище.
В 1842 году было открыто Далматовское народное одноклассное мужское училище. Первоначально оно находилось в доме священника, позже было переведено в здание, предназначенное для богодельни.
2 октября 1861 года было открыто Далматовское женское училище. Дом, в котором располагалось женское училище, располагался недалеко от церкви, и был пожертвован купцом Зайцевым.


      Основателем женского образования в районе стала Павла Иоасафовна Черёмухина. Педагогическую деятельность вела с 1861 по 1905 год. Обучала девочек грамоте, рукоделию, пению. Многие потомки Павлы Асафовны продолжили ее профессию, став учителями. В 2010 году утверждена районная премия имени П.А.Черемухиной лучшим педагогам Далматовского района. Также в 2010 году на территории Николаевской церкви был установлен памятник первой основательнице женского образования в районе.
С 1870 года училище становится земским. В училище обучались дети из крестьянского мещанского, духовного и купеческого сословия. В 1913 году мужское и женское училище были объединены, и были переведены в новое здание (на углу нынешних ул.Советской и ул.Энгельса).
     В 1890 году для детей монастырских служителей было открыто церковно-приходское училище, которое располагалось на втором этаже здания, примыкавшего к юго-западной башни монастыря. Вход в школу был с западной стороны. Первый класс размещался под башней, второй и третий класс в комнате, примыкавшей к башне с северной стороны.  
26 августа 1899 года была открыта второклассная министерская церковно-приходская школа, которая помещалась в западном одноэтажном корпусе. За обучение взималась плата, определявшаяся педагогическим советом училищ. 
     В 1909 году вместо второклассного министерского училища было открыто Далматовское городское четырехклассное училище. Обучение в нем велось бесплатно. Училище располагалось в отдельном здании (в настоящее время это здание Дома детского творчества расположенного на углу улиц Советской и Попова). 
       В 1912 году было открыто Далматовское высшее начальное училище. Цель высших начальных училищ - дать учащимся законченное начальное образование. Преподавались: Закон божий, русский язык, арифметика и начала алгебры, геометрия, география, история России, естествознание и физика, рисование и черчение, пение, физические упражнения, рукоделие, иностранные языки. Училище располагалось в собственном здании (в настоящее время располагается на углу улиц Суворова и Гагарина).
     

Учебные заведения Далматовского района

Учебное заведение

Год открытия

Кривское двухклассное училище

1874

Кривское высшее начальное училище

1918

Новопетропавловское училище

1880

Лебяжское училище

1883

Песчано-Колединское

1886

Верхнеярское училище

1891

Беркутское училище

1894

Беловское училище

1900

Загайновское училище

1903

Параткульское училище

1903

Притыкское (ныне с.Красноисетское)

1903

Песковское училище

1906

Язовское училище

1908

Юровское училище

1910

Верхсуварышское училище

1911

Смирновское училище

1912

Спицинское училище

1912

Потанинское училище

1912

Черноярское училище

1913

     На территории нашего района в начале века были церковно-приходские школы: Верхнеярская, Затеченская, Любимовская, Нижнеярская, Тропинская. 
Школы грамоты: Атяжская, Брюховская, Дрянновская, Подкорытовская.
      26 декабря 1919 года был принят декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», согласно которому неграмотное население республики в возрасте от 8 до 50 лет было обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию. В Далматовской волости работу по ликвидации неграмотности возглавляла волостная чрезвычайная комиссия, образованная 24 декабря 1920 года, в составе трех человек: И.Стафеева, представителя волостного отдела народного образования, председателя комиссии, Н.Серебрякова, представителя волостного исполнительного комитета, А.Ерыщук, от ВКП (б) – секретаря комиссии. 
      Первая трудность состояла в том, чтобы убедить взрослое население сесть за парту. Вторая трудность состояла в нехватке учителей. Заведующим Далматовским отделом народного образования И.М.Стафеевым и школьным инструктором М.С.Бабиной был составлен список лиц, которые могли заниматься обучением в школах для взрослых. В список были включены учителя, учащиеся второй ступени, служащие и счетные работники различных учреждений, а также грамотные крестьяне, прошедшие трехнедельные курсы по подготовке учителей-ликвидаторов неграмотности. Для оказания помощи в работе по ликвидации неграмотности населения были открыты опорные пункты в Далматово и Белоярке. Опорный пункт в Далматово был основан 1.10.1923 года, руководила им Александра Васильевна Капица. 
        В каждом населенном пункте открывались школы для взрослых. С 1920 по 1923 годы их было открыто 68: в Кривской волости – 8, в Уксянской – 12; Белоярской – 16, Крутихинской – 4; Вознесенской – 6, Макарьевской – 4 и т.д. 
       В результате напряженной работы исполнительной власти, партийных органов, отдела народного образования, учителей и всей общественности проблемы ликвидации неграмотности были решены, в основном, в конце 30-х годов, когда обучение в школах и на дому охватило свыше трех тысяч неграмотных и малограмотных, проживающих в районе.
    Параллельно с ликвидацией неграмотности среди взрослого населения шло постепенное преобразование школьного обучения. В декабре 1919 - январе 1920 года дореволюционные школы были реорганизованы и переведены в ведение Наркомпроса, а на местах – в ведение волостных отделов народного образования. Постановление первого партийного совещания по народному образованию учредило новую систему школ: школа 1-й ступени (четырехлетнее обучение детей 8-11 лет), школа семилетняя, школа 2 ступени (девятилетняя), дающая неполное среднее образование. 
       В 1925 году Советское правительство приняло решение о введении в стране всеобщего обучения. В районе началась систематическая работа по подготовке необходимых условий для введения всеобуча: школы 1-й ступени были открыты во всех населенных пунктах; продолжительность учебного года со 135 дней в 1925 году увеличивалась в 1928 году до 160 дней; повысилось качество обучения и охват учащихся. В 1926 году в Далматовском районе, по статистическим данным, насчитывалась 41 школа первой ступени. В 1927 году была введена первая, обязательная для всех школ республики, программа обучения. Открыта Далматовская семилетняя школа. В марте 1930 года Далматовская семилетняя школа была реорганизована в школу крестьянской молодежи. Позднее ШКМ открыты в селах: Першинском, Новопетропавловском, Уксянском, Тамакульском, Широковском, Крутихинском.
      В августе 1930 года был принят закон о введении с нового 1930-1931 уч.года всеобщего обязательного начального обучения, а с 1 января 1932 года всеобщего обязательного семилетнего образования.
       В тридцатые годы, в результате большой и напряженной работы педагогических коллективов, отдела народного образования, значительно улучшилась организация учебно-воспитательного процесса в школах. Появились школы и учителя, которые давали полную успеваемость. По итогам работы Далматовская средняя школа, и Далматовская начальная школа получили статус образцовых.
     К концу 30-х годов возросло число учащихся, сложилась твердая сеть школ: в районе функционировали 3 средние школы: Далматовская, Уксянская и Тамакульская, 10 семилетних и 54 начальные школы.
    Война создала ряд трудностей в работе школ: резко обострилась кадровая проблема, не хватало учебников, чернил, наглядных пособий, школьных принадлежностей, но, не смотря на это, школы продолжали работать. Война не могла не сказаться на результатах работы школ в сороковые годы 20 века.      В 1946-47 учебном году на повторный курс обучения было оставлено более 17% учеников; более 3% детей, подлежащих обязательному начальному обучению, не были охвачены школой; отсеялись по разным причинам в течение учебного года более 16%.
    К началу 1947-48 учебного года в районе были Далматовская и Уксянская средние школы, 11 семилетних, 53 начальных, 3 школы рабочей и сельской молодежи – Далматовская, Широковская, Тамакульская. 
      С 1953 года по 1974 год заведовала отделом народного образования Зинаида Константиновна Клюхина. Большой ее заслугой был перевод всех школ района на односменные занятия. В этот период были построены школы: две школы в Далматово, Белоярская, Вознесенская, Першинская, Верхнеярская, Нижнеярская, Песчано-Колединская, Крестовская, Лебяжская, Загайновская, Ключевская, Крутихинская, Любимовская. В 1967 году была открыта санаторная школа-интернат областного значения, сделаны пристрои к Далматовской начальной и Новопетропавловской средней школам. В 1958 году семилетние школы были преобразованы в восьмилетние. В районе уделялось много внимания укреплению ресурсов учреждений народного образования: закупалось оборудование, улучшался кадровый состав, было введено политехническое обучение, созданы ученические производственные бригады.
       К 1964 - 1965 учебному году в районе работали 53 школы: 9 средних, 17 восьмилетних, 27 начальных. Обучалось в них 9973 ученика, успеваемость составляла 97,4%. 12 начальных школ имели полную успеваемость. В 1967 году увеличилась сеть пришкольных интернатов и групп продленного дня. 
С целью повышения уровня воспитательной и профориентационной работы с 1 сентября 1967 года в штаты средних школ ввели должность заместителя директора по воспитательной работе - организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
       В начале 70-х годов школы района вплотную приступили к выполнению среднего всеобуча. К этому времени в районе было 11 средних школ, 17 восьмилетних, 19 начальных школ с трехлетним сроком обучения, санаторная школа-интернат, вспомогательная школа для детей с дефектами умственного развития, средняя (сменная) школа для работающей молодежи и 25 сельских учебно-консультационных пунктов.
     Одновременно с переходом ко всеобщему среднему образованию в школах начал осуществляться переход на кабинетную систему обучения. Первые, хорошо оборудованнные, удобные для учителя и учащихся учебные кабинеты появились в Далматовской восьмилетней школе, в Кривской средней школе, Затеченской восьмилетней школе. К 1976 году в школах района было оборудовано 150 учебных кабинетов.
В средних школах было введено производственное обучение. Хорошая материальная база, наличие сельхозмашин и необходимого оборудования, мастеров производственного обучения позволили Кривской, Уксянской, Крутихинской и Новопетропавловской средним школам проводить цикл сельскохозяйственных работ, что давало учащимся необходимую подготовку для дальнейшей учебы или работы в сельском хозяйстве. Выпускники получали вместе с аттестатом о среднем образовании и удостоверения механизаторов.
    В 1979 году был открыт учебно-производственный (УПК), первым директором которого был А.Г.Пермяков. В УПК учащиеся 9-10 классов получали допрофессиональную подготовку по 11 профилям: основы дошкольного воспитания, основы медицины, строительное дело, автодело, основы металлообработки, основы механизации сельского хозяйства, основы животноводства, основы ковроделия, обработка тканей, основы торговли, основы машинного вязания.
В 70-80-е годы значительно улучшился кадровый состав учителей. 91,4% имели соответствующее образование, а в середине 70-х годов их было 78,2%. Положительную роль сыграла введенная в 1977 году аттестация педагогических кадров. Повышению квалификации работников школ и росту их профессионализма способствовала и методическая служба отдела, которую возглавляла с 1968 по 1989 годы Альвира Дмитриевна Казанцева. Активно работали районные методические объединения (РМО) учителей химии, биологии, иностранного языка и другие. Методический кабинет систематически занимался обобщением и передачей педагогического опыта школ и отдельных учителей района.
Заведующей РОНО в эти годы была Зоя Ивановна Кочурова. При ней был завершен переход ко всеобщему среднему образованию: все выпускники восьмилетних школ были охвачены учебой в школе, в ПТУ или в техникумах. Был сведен до минимума отсев учащихся.
      Все восьмилетние и средние школы были переведены на кабинетную систему обучения. Улучшилась материальная база учреждений народного образования. Были построены новые здания Кривской и Уральцевской средних, Яснополянской восьмилетней, Красноисетской и Сараткульской начальных школ.
В районе сложился хороший актив руководителей школ, что позволило обеспечить стабильность кадров на селе и в городе. Многие школы имели полную успеваемость, значительная часть выпускников средних школ успешно выдерживала конкурсные экзамены в высшие и средние учебные заведения.
К этому времени сложился постоянный инспекторский и методический состав. Каждый инспектор был не только контролером, но и методистом, и организатором одновременно, добивался положительного решения поставленных перед школой задач. Инспекторский аппарат состоял из 5 человек: В.М.Грязнова, А.Н.Кузнецова, Л.П.Калистратова, Л.Л.Первунина, В.В.Палышева. Долгое время запасным учителем и методистом по начальным классам работала В.В.Луценко. В последующие годы в отделе народного образования в течение многих лет работали Т.П.Мурзина, Е.В.Андреевских, В.И.Воденикова, Т.М.Андреевских, Т.Н.Просекова, Ю.Ф.Лагунова, В.А.Мыльникова, Н.И.Халиуллина, С.А.Косенко, Н.И.Засыпкина, Т.Н.Полухина, Г.Б.Зырянов, Е.Ф.Чуйков. Бухгалтерию РОНО долгое время возглавлял Г. С.Халиуллин, И.А.Коурова; хозяйственную группу – Т.П.Межина, В.С.Водеников; отдел кадров – Н.Ф.Поспелова.
     С января 1983 года по сентябрь 1987 года заведующей отделом народного образования работала Галина Павловна Севастьянова, ее сменила Валентина Васильевна Палышева. С 2010 года управлением по делам образования, культуры, молодежи и спорта руководит Ольга Николаевна Первухина.
    С 1984 года начался постепенный переход средней образовательной школы на 11-летний срок обучения, начиная с 6 лет. Трехлетняя начальная школа была преобразована в 4-летнюю, восьмилетняя – в неполную среднюю (девятилетнюю). Был разработан новый типовой учебный план, пересмотрено содержание учебных программ и учебников. В старших классах введено изучение ЭВМ, увеличено количество часов на трудовое обучение. Повышены ставки и должностные оклады педагогам.
    Первые классы шестилеток появились в Кривской, Новопетропавловской, Далматовской №1, Крутихинской средних школах. К 1990 году уже все школы обучали детей с 6 лет.
     В 1990 году, по решению Министерства образования, все школы перешли на базисный учебный план, состоящий из 3 компонентов: федерального, регионального, школьного.
     Глубокие изменения, происходящие в стране в 90-е годы, затронули все сферы жизни, в том числе и систему образования. Резкое снижение уровня жизни населения привело к снижению рождаемости детей. Этот фактор да еще увеличение миграции населения повлияли на численность контингента учащихся. За 10 лет он сократился с 5480 человек до 4748. Начали закрываться малокомлектные начальные школы. Из 15 к 2000 году осталось 4: Беляковская, Красноисетская, Смирновская, Юровская. Значительно уменьшилось количество детей в основных и средних сельских школах. 
    Однако усилиями администрации района, отдела образования, администраций сельсоветов, педколлективов сеть средних и основных школ удалось сохранить. В 1997 году была открыта Далматовская средняя общеобразовательная школа №3. 
      Сегодня районная система образования включает в себя 21 муниципальную школу: Белоярская, ДСОШ №2, ДСОШ №3, Кривская, Крутихинская, Н-Петропавловская, П-Колединская, Тамакульская, Уксянская, Уральцевская, Широковская средние школы; Затеченская, Ключевская, Любимовская, Параткульская, Песковская, Яснополянская основные школы; Вознесенская, ДНОШ, Н-Ярская начальные школы и Лебяжская начальная школа-детский сад. Численность обучающихся составляет 2832. Педагогический корпус района насчитывает 552 человека.
    Большинство школ района имеют программу развития, активно занимаются инновационной деятельностью, что ведет к повышению качества обучения и воспитания.
Дошкольное образование
      Первые детские сады были открыты в селах Далматово и Широково, детские площадки – в Першино и Лебяжье в 1920 году. В далматовском районе основной формой охвата детей дошкольного возраста общественным воспитанием были детские площадки, организованные артелями, колхозами, совхозами. В 1930 году таких площадок было 14; из 4858 детей дошкольного возраста их посещало 300. В 1931 году площадок и детских садов было уже 63, а к 1 января 1934 года – 93. Из них 7 находились в Далматово: 1- образцовый, на 3 группы – системы просвещения, 5 одногрупповых детских садов были колхозными, 1-двухгрупповый – промогорода.
      К 1940 году в районе было 64 дошкольных учреждения, 24 из них были бюджетными. В годы Великой Отечественной войны детские сады и площадки продолжали работать.
В течение длительного времени дошкольные учреждения располагались в приспособленных зданиях. Самый крупный детский сад района (ДОУ №1) занимал пять зданий.
В 1954 году на первом этаже жилого дома по ул.Попова, 7 завод «Молмашстрой» открыл первый детский сад на 50 мест. В 1956 году завод построил первое типовое одноэтажное здание по ул.Попова,4, а вскоре детский сад переехал в двухэтажное здание, выстроенное рядом (Детский сад №8 «Искорка»). В 1997 году этот детский сад был закрыт.
      В 1960 году ясли были переданы в ведение министерства Просвещения СССР, которое разработало «Программу воспитания и обучения в детском саду». Дошкольные учреждения из учреждений присмотра за детьми стали превращаться в образовательные учреждения.
С целью организации руководства и контроля за работой детских садов, оказания им методической помощи на более высоком уровне в штаты РОНО была введена ставка инспектора по дошкольному воспитанию. Первым инспектором по дошкольному воспитанию была Евгения Алексеевна Боголюбова.
      К началу 70-х годов в районе насчитывалось 56 детских учреждений, из них 17-системы просвещения, в том числе и санаторный детский сад для детей с ослабленным здоровьем. 
     В 1975 году в г.Далматово был открыт первый детский комбинат-ясли сад №10 «Золотой ключик» завода «Молмашстрой». К этому времени в детских садах воспитывалось 2582 ребенка, или 78% от общего числа детей дошкольного возраста. Улучшился качественный состав кадров. В 1971 году в ДОУ работало 70% педагогов со средним специальным образованием. 
    Однако материальная база и обеспечение кадрами ряда дошкольных учреждений, питание и мед.обслуживание детей, заработная плата педагогов, особенно в колхозах, не соответствовали установленным нормам, поэтому было запланировано строительство 16 детских садов, так многие их них находились в приспособленных помещениях. С 1977 по 1992 годы в районе было построено 20 детских садов. Это ведомственные детские сады: Ясли-сад №11 завода «Молмашстрой», №4 районного объединения «Сельхозтехника», Песчаноколединский ДОУ ЛПУ «Уралтрансгаз». Семь детских садов было построено за счет бюджетных средств: Новопетропавловский детский сад №1, Уксянский, Белоярский, Крутихинский, Тамакульский, Красноисетский детские сады и пристрой к детскому саду №1. Десять детских садов построено колхозами и совхозами: Брюхановский, Верхсуварышевский, Верхнеярский, Затеченский, Ключевской, Параткульский, Песковский, Першинский, Широковский, Язовский. В детских садах №1, №10, №11 были открыты специальные группы для детей с дефектами речи; в детском саду №11 – для детей с нарушением зрения; в детском саду №1 – с нарушением осанки. 
      На 1 января 1986 года в районе было 57 детских садов. В городе посещали детские сады 80%, на селе-66,5% детей.
    Инспекторами РОНО по дошкольному воспитанию с 1968 по 1989 год работали В.Н.Грязнова, Т.Н.Черкасова, П.И.Пешкова, О.Н.Гашева; методистами-М.А.Коробейникова, П.А.Третьякова, Н.Е.Шонохова. С 1989 года специалистом по дошкольному образованию работает В.А.Кузнецова.  
С начала 90-х годов в связи с экономическими реформами в России и снижением рождаемости детей начался процесс сокращения количества детских садов и снижения охвата детей дошкольным образованием.
       К 1997 году из 56 детских садов осталось 34, а к 2003 году-18 детских садов и 2 комплекса «Школа-детский сад». С целью подготовки детей к школе, не посещающих детские сады, были организованы группы кратковременного пребывания детей при школах и детских садах. В 2002 году работало 17 таких групп. В 2012 году работает 11 ГКП: с.Уральцевское, с.Параткуль, с. Беляковка, с. Ясная Поляна, с.Пески, с.Вознесенское, с.Нижний Яр, с.Першинское, с.Смирново, с. Крестовка и 2 группы полного дня работает в с.Тамакульское и селе Ключевское. 
     В настоящее время в районе насчитывается двенадцать детских садов: Белоярский, Затеченский, Красноисетский, Кривской, Крутихинский, Любимовский, Новопетропаловский, Уксянский, Широковский, ДОУ №1, ДОУ №10, ДОУ №11, ведомственный Песчаноколединский детский сад, Лебяжская школа-детский сад.